ledokol_ledokol (ledokol_ledokol) wrote,
ledokol_ledokol
ledokol_ledokol

Categories:

Махновщина



Махновщина-это анархическое движение времен Гражданской войны, идеология которого имела черты кропоткинского утопического анархо-коммунизма, сумевшее организовать под своим началом кулацкое движение. Название происходит от имени лидера анархистов – Нестора Ивановича Махно или батьки Махно, как его нарекли в Дибровском лесу. Сама махновщина, с точки зрения диалектической, носит двойственный характер. Зелёные сперва помогали советскому государству, громя немцев с деникинцами. Потом порядочно мешали ему, захватив в власть Гуляйполе, воюя против красной армии, задерживая на своей территории поезда со всем необходимым для фронтов молодой советской власти, устраивая массовые расстрелы коммунистов и грабя местное население.

На Украине организованное махновцами движение кулачества и люмпена «вольной территории» сильно помешало молодому советскому социалистическому государству в деле развития революции и построения коммунистического общества. Помимо войны с белобандитами и иностранными интервентами, украинскому пролетариату и РКПб пришлось вести упорную борьбу с повстанческими отрядами Махно.

Часто можно встретить информацию, что в списке первых лиц, награжденных орденом Красного Знамени,под густо замазанной черной краской прячется неожиданная, да и непривычная, особенно для современного, не интересующегося историей, обывателя, фамилия - МАХНО. Никаких исторических доказательств этому нет. Но, как увидим далее, замазали бы батьку не просто так.

Истоки. Где и как зарождалась махновщина.
На Украине, в Гуляйполе и прилежащих к нему районах, классовая борьба капиталистов приобрела вид национализма и гражданская война затянулась там довольно надолго. Вот что пишет о том, каковы были причины зарождения махновщины историк М. Кубанин в своей книге «Махновщина»: «Главная социальная и военная база махновского движения — Гуляйполе, волостной центр Александровского уезда Екатеринославской губернии, был самым рыночным во всей Российской империи. Здесь сложилась своеобразная социальная и национальная среда, впитавшая вольнолюбивые, в том числе и анархические, традиции запорожского казачества, неприятие многих атрибутов центральной власти.» Не удивительно, что здесь прижились идеи анархизма. Гуляйполе и его окрестности были отличным местом для торговли, местом, куда стекалось множество мелких буржуев: ремесленников и лавочников с зажиточными крестьянами. Доля промышленного производства в тех местах была довольно мала, пролетариата там тоже было мало. Поэтому большевики и не пользовались особой популярностью в тех местах, не имели массовой поддержки, не удержали власть. Её сумели взять другие «левые субъекты», идеология которых была ориентирована на местного ремесленника, на лавочника: их вопль о притеснении со стороны монополистического капитализма соответствовал идеям «свободы личности и предпринимательства», которые проталкивали анархисты. Они получили поддержку, а идеологи с исполнителями - власть. Таковыми оказались махновцы.

Некоторое время спустя, после определенных колебаний, батьке и его приспешникам будет суждено стать вождями организованного кулачества, сельских капиталюг, в их борьбе против советской власти, власти трудового народа — рабочих и беднейшего крестьянства. Кулак готов за свое хозяйство и право эксплуатировать других пойти хоть за самим дьяволом, но только не с советской властью, которая бы отняла это право и сровняла куркуля по положению с незаможным крестьянином, которому кооперация с другими, такими же, как он, выгодна экономически. Потом они развалятся, а Нестор Иванович убежит «за бугор» … Но об этом ниже.

Участие в революции и преобразованиях на местах.
По выходе из заключения, где будущий батька познакомился с анархистским активистом Петром Аршиновым и образовывался у него, Махно немедленно возвращается в Гуляйполе, к своей группе анархистов, где многочисленное крестьянство встретило его с особенным сочувствием. Он был вдохновлен главной своей задачей - сплотить и организовать все крестьянство настолько прочно, чтобы оно могло раз и навсегда выгнать всю свору крепостников-управителей и само строить свою жизнь. Продвигаясь в этом направлении, Нестор Махно вел организационную работу среди крестьян как практический борец, стараясь сплачивать трудящихся, вскрывая обман, угнетение и несправедливость господствующего строя. Из участвовавших ранее в экспроприациях анархистов и рвущейся в революцию молодежи, батька организовывает отряд «Черная гвардия», распуская земскую управу, сам возглавляет земство и объявляет себя комиссаром Гуляйпольского района.
То есть фактически стал диктатором, игнорируя реальную необходимость построения социалистического государства, забыв на время о своих анархических взглядах, ибо такого хода требовала «объективная реальность», беспощадно подъедая корни утопии анархо-коммунизма.

На упреки со стороны товарищей, Махно тогда отвечал, что это вынужденная тактика, необходимая для окончательной победы революции, - "по силе возможности нужно выбрасывать буржуазию и занимать посты нашими людьми". 28- 29 марта 1917 г. Гуляйпольский крестьянский союз утверждает Махно в должности своего председателя. После реорганизации Союза в Совет рабочих и крестьянских депутатов (в первых числах августа 1917 г), Махно остался на посту председателя. В дни корниловского мятежа, Совет организовал «Комитет спасения революции», опять же во главе с Махно. 4 октября 1917 г. бывшего арестанта единодушно избрали председателем Союза металлистов, деревообделочников и других профессий от Гуляйполя и окрестностей. Октябрьский переворот и разгон Учредительного собрания Махно с товарищами-анархистами восприняли благосклонно. Гуляйпольцы и ранее, в самые критические моменты революции 1917 г., поддерживали большевиков. В апреле они даже присоединились к лозунгу "Долой 10 министров-капиталистов!", а в июне осудили Керенского, в августе - Корнилова. Однако Брестский мир единомышленники Махно не одобрили, так как по его условиям Украина была оккупирована австро-немецкими войсками. Не понимали они того, что в тот момент это был единственный шанс на спасение революции и молодого советского государства от гибели и развала. Большевики брестским миром создавали новую армию-рабоче-крестьянскую. А гуляйпольский новоявленный царек Махно считал, что ленинский договор с Германией способствует торжеству контрреволюции.

Идейная составляющая махновщины.
Махно и его соратники, ориентируясь на кропоткинские идеи, понимали анархию не как отсутствие власти, как таковой, а только как власти человека над человеком, одной части общества над другой, то есть положения, при котором одни люди могут принимать решения, а другие люди такой возможности лишены. Махновцы выступали за то, чтобы решения принимали все люди и, таким образом, власть принадлежала всему народу, а не отдельной группе лиц. За этот порядок, при котором, по словам Махно, «вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными социально-общественными самоуправлениями тружеников» он выступал не только речами, но и осуществлял его на практике вместе со своими товарищами и крестьянскими массами. Опять же, очень неточные формулировки о народе дают анархисты, не понимают они, что невозможно всем и сразу отдать власть, так как классы угнетателей и угнетаемых в жизни никто не отменял. Но вернемся к нашему рассказу.  Власть в махновской республике принадлежала съездам советов районов, решения которых вступали в силу в этих районах после одобрения сельскими сходами. Высшим исполнительным органом съезда советов был Военно-революционный совет, под контролем которого находилась даже гражданская и военная деятельность штаба Махно. Конечно, в условиях войны штаб и командиры часто выходили из-под контроля ВРС, но обычно не узурпировали власть. Резолюции съездов советов, принятые путем дискуссий, обсуждений и голосования были созвучны махновским идеям. Так, один из районных съездов «настоятельно призывает товарищей крестьян и рабочих самим на местах без насильственных указов и приказов, вопреки насильникам и угнетателям всего мира строить новое свободное общество без властителей господ, без подчиненных рабов, без богачей, и без бедняков». В своих воспоминаниях, опубликованных в 1936 году в Париже, Махно не изменил своих взглядов на национальное освобождение и писал, что поддерживает идею «свободы и независимости Украины и ее трудового народа».

Вольная территория.
Гуляйпольский район под руководством Махно и Ко превратился в карликовое государство. Нестор Иванович понимал, что без поддержки крестьян и пролетариев власть ему долго не удержать, и решил немедленно покончить с помещичьим землевладением. 25 сентября Махно подписывает декрет о национализации земли и о разделе ее между крестьянами. После этого подобные решения в Екатеринославской губернии приняли многие уездные съезды крестьян. В своих газетах («Набат», «Путь к Свободе») и листовках анархисты резко противопоставляли Красной армии Зеленую Повстанческую армию, Советам рабочих и крестьянских депутатов — беспартийные и безвластные Советы, объединяющие местные организации по предприятиям и деревням. Анархисты заявляли, что только их повстанческая армия может быть истинной защитницей социальной революции и только безвластные Советы способны осуществить организацию нового вольного строя. Но путь бесклассовых Советов неизбежно заканчивается подчинением их сначала мелкой буржуазии и кулачеству, а затем и крупной буржуазии. Это было видно после февральской революции, когда в советы залезли кучей эсеры и меньшевики, большевиков там почти не было, а большинство из них сидели к тому времени по тюрьмам. В период завоевания диктатуры пролетариата и свержения не только самодержавия и помещиков, но и буржуазии и капитализма, анархисты пытались сказать свое «особое слово», выдвинуть задачи свои, отличные от большевистских. Махновщина не нашла и не могла найти себе опоры в среде пролетариата, уже осознавшего свои классовые интересы и задачи и идущего за своим авангардом в лице партии. Но зато нашла её у кулачества, ибо кулак не очень хотел возвращения помещика: лучшие наделы помещичьей земли попали на первых порах к кулакам. Но еще больше кулак боялся прихода во власть городских рабочих и деревенской бедноты. Возвращение помещиков грозило кулаку лишь утратой нового богатства, установление же власти трудящихся грозило ему утратой всех его привилегий. Вот почему кулаки подталкивали крестьянство на борьбу со Скоропадским и Деникиным.

Провал Махновщины. Итоги.
Путь анархистов, от утопичной идеи вольной анархии к реальной кровавой тирании махновщины и кулачества, показывает всю ошибочность и бесперспективность данного направления политической мысли, опасность для пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Гражданская война в украинской деревне к концу приняла очень острые формы. Кулак вооружен и не хочет сдавать без боя ни украденные земли, ни захваченный инвентарь. Однако, и бедняк требует своей доли с оружием в руках. В махновских отрядах имеются крестьяне всех категорий: и куркули, и середняки, и незаможные. Слияние и совместная работа анархистов и махновщины показали, что анархисты в короткое время сделались игрушкой в руках Батьки, а, следовательно, и политическими слугами кулаков, которые тогда стали хозяевами и господами махновского движения и вовсю использовали Нестора Ивановича Махно. Местные советы, которые захватили кулаки, полагаясь на свои корыстные интересы, они стали разлагаться. А вместе с ними и начала трещать по швам и махновщина.  Пока деревня под руководством кулаков еще сохраняла свое мнимое единство, отряды Махно свободно кочевали из одного местечка в другое, встречая там сочувствие и поддержку. Но теперь каждая крупная украинская деревня раскололась на два лагеря. Между этими лагерями и приходилось делать выбор: с кулаками ты или с беднотой. Кулаки, по примеру Петлюры, помогали, чем могли, и Врангелю и польской шляхте, а беднота только теперь становилась твердой опорой Советской власти.

Махновцам стало не по себе в украинской деревне. Они даже сделали попытку покинуть Украину и перебраться на Дон, но из этого ничего не вышло, ибо Дон, наученный горьким опытом трех лет разгула анархической вольницы, не имел никакой охоты поддерживать восстание против Советской власти. Наконец, и внутри самого махновского отряда должно было сказаться расслоение между незаможными и куркулями. Поставленные перед необходимостью немедленно выбирать между кулаками, Петлюрой, польской шляхтой и Врангелем — с одной стороны, и бедняками, рабочими, коммунистами и Советской властью — с другой, махновцы в своем большинстве решили перейти на сторону Красной Армии.

В заключение хочется показать одну карикатуру со стихами, которые были сочинены во времена гражданской войны, композиция великолепно показывает всю суть махновщины.



Товарищ Василий

Оригинал

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments