ledokol_ledokol (ledokol_ledokol) wrote,
ledokol_ledokol
ledokol_ledokol

Categories:

Идеалы идеализма. Часть 1

Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!
А. С. Пушкин



Везде и всегда были, есть и будут проблемы, разные по сложности и актуальности, но решение которых необходимо, иногда жизненно. И одна из таких проблем – это проблема коммунистической и социалистической пропаганды. Точнее не так: поскольку суть коммунистической и социалистической идеи – идея социальной справедливости – в агитации и пропаганде не нуждается, то наша основная задача заключается в пропаганде тех средств, какими этой справедливости можно достичь. И именно здесь начинаются проблемы.

В первом цикле статей разбирались проблемы непонимания слов/выражений/явлений/событий и их сути со стороны собеседника/читателя/зрителя, их отрицание с одновременной подменой на другие слова/выражения/явления/события, и безразличие собеседника не только к пропаганде, но и зачастую к самой жизни. В новом цикле предлагаю рассмотреть психологические аспекты как отдельного собеседника, так и целой аудитории, частично затронутые в прошлых частях. И начать стоит с самого главного, с идеализма.

Как нам сообщает Википедия, идеализм – термин, обозначающий широкий спектр философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности мысленного прообраза какого-либо предмета, явления, принципа, с выделением его основных, главных и существенных черт по отношению к окружающему нас реальному миру, то есть материализму, и противопоставляется ему. То есть, мысленный прообраз (идея) выше объективной реальности, создаёт и подчиняет реальность себе. Идеализм делится на объективный и субъективный. В первом случае первоначалом всего является некая духовная, идеальная субстанция (бог, творец, демиург, абсолют, мировой разум и т. п.), и, следовательно, весь мир является продуктом произведенным этой субстанцией, существующей ОБЪЕКТИВНО, т. е. вне и помимо воли человека. А во втором случае ничего вне человека не существует, все окружающее является лишь порождением его сознания, ощущением. Следовательно, СУБЪЕКТИВНО, т. е. лишь в сознании отдельного человека.

Но мы не будем вдаваться в высокие философские темы. Мы рассмотрим идеализм на бытовом уровне. Так что же такое идеализм с точки зрения материалиста? Всё проще, идеализм – это придание субъекту, предмету, явлению, идее или их отдельным сторонам более лучших, совершенных (вплоть до степени идеальных) качеств, чем есть на самом деле. Если придаются положительные качества, то этот процесс называется идеализация, если отрицательные – демонизация. Если проще – обеляя одно очерняем другое. Идеализация и демонизация – две стороны одной медали под названием идеализм, поскольку процессы отличаются лишь знаком «плюс» или «минус». И поскольку наделение более совершенными положительными или отрицательными качествами чем есть фактически вводит в заблуждение (к примеру реклама) и приводит к ошибочному суждению, то и само идеалистическое отношение – не верно, по сути являясь самообманом. При этом чаще всего идеалист не готов признать ошибочность своих суждений и старается подогнать факты под своё идеалистическое представление, а если не получается, то следуя гегелевской формуле «Если факты противоречат моей теории - тем хуже для фактов" просто игнорирует их или опровергает их наличие.

Проблема идеализма состоит в том, что он индивидуален сам по себе, но при этом может иметь ряд объективных качеств (в первую очередь его индивидуальность), которые можно проследить. Идеалистическое представление способно раздуть одну сторону до целого. К примеру, древние люди из природного явления – грозы и её атрибутов грома и молнии – вывели целых божеств, которые эти самые гром и молнию испускали в приступе гнева. Однако в наше время известно, что молния является природным явлением электричества, достаточно хорошо изучена и само явление электричества поставлено на службу человеку и является неотъемлемой частью современной цивилизации. К примеру этот текст вы читаете благодаря именно электричеству. Но так как человеческая натура требует ответа здесь и сейчас, то приходится плодить сущностей там, где их нет. То есть идеализм порождается незнанием или непониманием явления, или процессов, приводящих к этому явлению.
Именно по такому принципу появились многочисленные религии, разнообразные народные суеверия и даже сторонники различных теорий заговоров стали жертвой подобной схемы. К примеру, гражданин Стариков в качестве такой сущности предлагает «всесильную» английскую разведку, которая способна всех купить, а если не может купить, то убить. А если не может ни того, ни другого, то делает вид, что ничего не было. Именно «всесильная» английская разведка устроила в России три революции, купила и монархистов, и либералов, и эсеров, и большевиков. При этом отчасти гражданин Стариков прав, но лишь отчасти. Английская разведка действительно не дремала и подогревала определённые политические силы идеологически и финансово, о чём не сильно скрывали некоторые российские революционеры того времени, да и само правительство Британии уже рассекретила архивы тех лет. Из рассекреченных архивов известно о финансировании Корниловского мятежа, в рядах которого было немало английских солдат. Колчак сам не скрывал свои наилучшие отношения с Британией, да и наличие в его ставке постоянных представителей английской армии как бы намекают. А вот с финансированием большевиков молчок, делают вид, что не было? Но при этом гражданином Стариковым полностью игнорируются внутренние проблемы Российской Империи и кризиса власти правящего класса. Только за период с 1900 по1904 год было более 600 восстаний и волнений, которые были связаны и земельным вопросом, и с трудовым вопросом, да ещё с кучей других вопросов.

Сергей Юльевич Витте давал такую оценку положению дел в стране: «Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага… В конце 19-го и начале 20-го века нельзя вести политику средних веков, когда народ делается, по крайней мере в части своей, сознательным, невозможно вести политику несправедливого поощрения привилегированного меньшинства за счёт большинства. Правители, которые этого не понимают, готовят революцию, которая взрывается при первом же случае. Вся наша революция произошла оттого, что правители не понимали и не понимают той истины, что общество, народ двигается. Правительство обязано регулировать это движение и держать его в берегах, а если оно этого не делает, а прямо грубо загораживает путь, то происходит революционный потоп…»
Но видимо и он был агентом британской разведки и свои мемуары писал под диктовку.

Второй объективной стороной идеализма является полюсность взглядов на одни и те же вещи. В качестве примера можно использовать такой пример: Сталин – Красный Император, а СССР – Красная Империя. Изначально эти выражения подавались в явно негативном свете с целью демонизации и СССР, и Сталина. Мол, посмотрите, они рассказывают про «мир, дружба, жвачка», а сами-то… И колонии в виде союзных республик у них есть, со словами о мире вооружились ядерным оружием, и людей в гулагах всяких эксплуатируют. Врут в общем, такая же типичная империя, как и другие. И почти сразу же появились те, кто принял концепцию красного императора в красной империи, но сразу же негативный посыл обратили в позитивный. Да, Сталин – Красный Император, а СССР – Красная Империя. И территорию удержали, и войну с Гитлером выиграли, и вдобавок создали сверхдержаву, как минимум вторую по силе. Вы спросите, а в чём же не правы вторые? Да всё просто. Признавая и называя СССР – Красной Империей, а Сталина – Красным Императором вторые заявляют и подтверждают, как факт то, что отношения внутри СССР строились по принципу метрополия – колония. То есть РСФСР с центром в Москве, как и Британская Империя с центром в Лондоне грабила свои колонии, эксплуатировала и держала в бесправном состоянии население. Нет-нет-нет, сразу же завопят доброхоты, мы не это имели ввиду. Может и не это, но называя СССР Красной Империей и Сталина Красным Императором вы именно это и признаёте. А всё из-за опять-таки банальной ошибки или незнания. Просто доброхоты делают знак равенства между сильным государством и империей без привязки взаимоотношений внутри, а у стороннего человека будет сформировано неверное мнение и, главное, он будет так же в дальнейшем называть и представлять СССР как империю со всеми вытекающими отсюда выводами.

Третьей объективной стороной идеализма является болезненность и из-за этого частое нежелание прощаться с иллюзиями, сформированными идеалистическим взглядом на окружающую действительность. При этом сразу же найдутся десятки, сотни и тысячи отговорок не признавать существование объективных фактов, или будут предприняты десятки, сотни и тысячи способов подогнать объективные факты под уже сформированное идеалистическое мышление. Вспомните перестроечные и постперестроечные начала 90х рассказы и представления о капитализме, как о роге изобилия. У нас будут самого высокого качества товары и услуги по самым низким ценам, ведь конкуренция и всё такое, а потребитель рассудит. Будет лучшая медицина/образование/жильё/etc. В голове подавляющего большинства всё именно так и вырисовывалось. И потребовались два десятилетия, что бы даже у самых убеждённых перестроечных адептов капитализма эта иллюзия из головы вылетела. Но тут же появилась другая иллюзия, мол у нас капитализм не правильный, или это только часть капиталистов такая плохая, есть же хорошие, или капитализм просто выдохся, нужно дать ему передышку. То есть наступает тот момент, когда отвергать очевидные факты уже не получается, а принять их реальную сущность ещё не получается. То есть человек попадает в ситуацию оруэлловского двоемыслия, или как я его называю идеализма за гранью идиотизма.

Да, сформированные, порой десятилетиями, взгляды одномоментно поменять сложно, иногда почти невозможно. Причина – банальный страх. Страх того, что я был не прав и всё это время заблуждался. Страх того, что пока я не желал смотреть реалистично на вещи был глуп и меня использовали. Страх того, что изменить уже ничего нельзя. Страх того, что если и можно что-то изменить, то придется что-то делать и менять. Некоторые, кто сталкивается с таким в достаточно короткий промежуток времени сходят с ума или кончают жизнь самоубийством. А кто-то начинает просто игнорировать само существование объективных фактов. Далеко за примером ходить не нужно, достаточно посмотреть на Украину.

Идеализм на протяжении веков использовался как манипулятивный инструмент. Обеляя одно и очерняя другое дельцы разных мастей зарабатывали на оболваненных людях: начинались войны и разрушались цивилизации, уничтожались племена и целые народы. Ведь всего-то надо вселить в человека веру в правое дело и единственно верный путь разрисовав райские кущи. Вселить веру в безошибочность и безгрешность. А, главное, вселить веру в то, что всё лучшее будет без нашего вмешательства.

Нина Гил-Ровадри

Tags: идеология, пропаганда, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всё по маслу?

    По сообщению Интерфакс от 08.02.2021 (1) со ссылкой еженедельный мониторинг "СовЭкона": «По итогам прошлой недели цены на подсолнечник выросли на…

  • Политика, история, идеология

    10.02.2021г. Егорьевск, Московская область. 4-ый микрорайон, возле 3 и 8 школы, ул. Антипова на переходе возле которого расположены две школы.…

  • Тренировочный день в январе 2021 г.

    С самого начала 2021 года мы воочию наблюдаем за информационными способами по “ободрению” населения России - “встряхивание” на социальную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments