ledokol_ledokol (ledokol_ledokol) wrote,
ledokol_ledokol
ledokol_ledokol

Category:

Благотворительность

«Огромное богатство идет рука об руку с большой ответственностью,
обязательствами поделиться с обществом и обеспечить наилучшее
распределение этих средств тем, кто в них нуждается»
(Билл Гейтс состояние 84,7 миллиарда USD)


Культ благотворительности является одним из столпов современного общества. Это священная крова капитализма. Живое и овеществленное опровержение «лживых наветов» на крупный бизнес. Ведь состоявшийся и успешный человек естественно «делится своим богатством», потому что богатый человек всегда «добр и милосерден»!


Мы попробуем рассмотрим концепцию благотворительности и практику ее применения, декларируемые цели и результаты, достигнутые на практике.

В самом общем виде благотворительность - оказание безвозмездной помощи.

Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частным лицам на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств.

Кроме этого горизонтального деления благотворительности есть также деление вертикальное – по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты - для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).

Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью, и ничем больше.

Меценатство. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет.

Спонсорство - это вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу.

Социальная ответственность бизнеса.

Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других оно понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.

Взяв во внимание все существующие трактовки благотворительности, их недостатки и достоинства, буржуазные социологи предлагают такое определение:

Благотворительная услуга представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и без эквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги. Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности.


Анализ экономических субъектов участвующих в благотворительной деятельности.

Проведем для начала КЛАССИФИКАЦИЮ. То есть разобьем все множество явлений на несколько групп по некому отношению к выбранному признаку, называемому КЛАССИФИЦИРУЮЩЕМ, или фактором классификации. Благотворительная услуга может быть классифицирована по различным признакам: по субъекту благотворительности; по объекту благотворительности; по наличию цели; по форме предоставления благотворительности; по способу предоставления благотворительной услуги; по продукту благотворительности.

Так как мы рассматриваем экономическую деятельность, передачу материальных благ, в капиталистическом государстве то думаю логично будет в качестве инструмента классификации роль данного субъекта в социально-экономическом институте благотворительности.

В качестве первого признака возьмем направление движения финансовых средств.

1. Благополучатели, - нуждающиеся лица и организации, т.е. лица получающие материальную и (или) денежную помощь.
2. Благотворители, - субъекты оказывающие материальную и (или) денежную помощь.
3. Фонды, занимающиеся сбором материальных и (или) денежных средств у благотворителей и распределяющие среди нуждающихся лиц и организаций.

Но собственно благотворителей, жертвователей так же следует детализировать поскольку лица ее составляющие существенно различаются. Частные благотворители граждане, благотворители-капиталисты, и корпоративные жертвователи как правило имеют различные мотивы и направления их деятельности существенным образом различны.

Так же в каждой из данных групп имеются мошенники, которые вводят окружающих в заблуждение, паразитирую на существующих в капиталистическом обществе устоявшихся традициях, нормах поведения. Их

Их деятельность мы рассмотрим отдельно, поскольку их роль в данном секторе хоть и существенна, но все же вторична.


Нуждающиеся лица и организации.

Сперва разберем роль и мотивы нуждающихся лиц и организаций.

В условиях капитализма неизбежно возникает имущественное расслоение, а на различных полюсах этого расслоения будут возникать как крайне богатые, так и совершенно нищие люди. Что уже является достаточным условием для возникновения социальной группы людей перманентно нуждающейся в материальной помощи, так как собственных средств им будет недостаточно даже для обеспечения естественных потребностей.

giving-away-wealth.jpg

При этом достижения науки и техники (особенно в области медицины) позволяют возникать таким видам товаров услуг, которые могут спасти жизни и существенно улучшить состояние здоровья. Доступ к этим благам может позволить себе представитель элиты, но для среднего гражданина это является неподъемным финансовым бременем. (примеры протезирование зубов, дорогая операция)

Особенно трагично ситуация складывается, когда подобная помощь требуется ребенку.

В такой ситуации социальная несправедливость становиться настолько рельефной и наглядной что побуждает человека исправить это немедленно!

Еще одной группой являются организации, занимающиеся социальной работой (детские дома, больницы и т.д.), но при внимательном рассмотрении мы должны признать данные организации фондами распределения благ между конечными потребителями, с некоторым государственным участием.

Попробуем же представить возможно ли каким-то образом помочь данным людям? Конкретно отдельному человеку усилиями неравнодушных и инициативных граждан очень часто можно помочь, но в целом число людей, нуждающихся в помощи по мере развития капиталистической системы будет постоянно возрастать, поскольку ключевым параметром здесь является именно численность населения находящегося за чертой бедности. В то время как число людей способных эту помощь оказать будет так же неуклонно сокращаться.

Данный тезис можно доказать еще более строго и формально, привлекая труды классиков, но думаю в этом нет необходимости.

То есть можно подвести промежуточный итог, что такое социальное явление как «благотворительность» в состоянии оказать помощь некоторым отдельным гражданам, но на каждого человека, которому с пафосом помогут перед десятком телекамер найдется 10 с теми же проблемами, брошенных и беспомощных.


Рядовые граждане как жертвователи

Буржуазные социологи говорят, что основные причины благотворительности, следующие:

·Люди по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим.
·Люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма»

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее — всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём.

Вот так откровение! А как же известный либеральный тезис о невозможности строительства коммунизма по причине человеческой эгоистичности? Мол не чувствуя личной выгоды человек не ударит пальцем о палец!

То есть даже буржуазные ученые признают, что очень значительному числу людей некомфортно жить в условиях социального неравенства и при наличии людей явно нуждающихся. Такое положение человека, когда он не в состоянии обеспечить свои естественные потребности кажется нам несправедливым, противоестественным и неправильным. Подобное желания копиться в человеке и доставляет ему существенный дискомфорт. Если оно будет в человеке достаточно долго, то он постепенно начнет разбираться в причинах, приведших к ухудшению качества жизни человека, доведенного до состояния нужды. Подобное крайне нежелательно для правящего класса, поскольку ведет к осознанию классовых интересов эксплуатируемых масс. Поэтому создаются пути канализации, сброса внутреннего давления.

Для обычных граждан жертвователей занятие благотворительностью есть способ реализовать потребность в справедливости.

Это пароотвод созданный и культивируемый капиталистическим обществом.

Хоть мотивы людей при этом и бескорыстны, но явно их усилий всегда недостаточно для коренного перелома ситуации.

Ключевое — это просто побудительный мотив, как кипение воды в котле. Можно просто стравить ее, что бы котел не взорвался. Но умный и деятельный капиталист не станет просто так стравливать пар, он построит паровой двигатель, который будет работать на него.


Жертвователи – крупные капиталисты


«Успех - когда вас любят люди. Когда люди вас любят, это самый большой успех вашей жизни»
(Уоррен Баффет состояние 73,7 миллиарда USD )


Благотворительность - это, пожалуй, самый многоплановый, отточенный историческим опытом, и глубоко проработанный способ правящей элиты держать население под контролем.

Мы попробуем разобраться в основных принципах, на которых строиться управление с помощью механизмов благотворительности в части 3, а пока лишь обозначим что ключевую роль тут занимают представители финансовой элиты.

Тут можно вспомнить еще римских сенаторов с их предвыборными кампаниями и раздачами хлебов, но и вот перед нами разыгрывается все тоже действо.

«В США супербогатые отдадут половину денег на благие дела!!!»






То есть если человек в состоянии пожертвовать 1000 000$ на благотворительность в 1000 раз более социально ответственен чем тот, кто жертвует 1000$. Разве не так?

Вот только интересно откуда у уважаемых господ взялись такие состояния, часть которых они столь благородно жертвуют? История происхождения крупных капиталов на постсоветском пространстве не отличается особой оригинальностью.

Интересным фактором здесь являются налоговые льготы, предоставляемые жертвователям. Схема получения этих льгот сложна и требует грамотного ведения документации и сопровождения всех процессов квалифицированными специалистами.

К налоговой декларации необходимо приложить справку 2-НДФЛ, а также документы, подтверждающие расходы на благотворительность: квитанции к «приходнику», платежные поручения, банковские выписки, акты о приемке-передаче имущества, договоры о пожертвовании. Полный перечень документов до сих пор не установлен Налоговым кодексом, поэтому решать вопрос придется в каждом случае индивидуально.

Результатов всех этих действий будет социальный вычет по НДФЛ. Но он имеет ограничение: к вычету принимается не более 25% от общей суммы доходов, облагаемых по ставке 13%.

К примеру, если в течение года вы получили доход 2 миллиона рублей, из которых израсходовали на благотворительность 200 тысяч, можете подать декларацию на возврат из бюджета 26000 рублей (13% от 200000).

Источник: http://bk43.ru/business/ideas/nalogovyie_lgotyi_pri_blagotvoritelnosti

Исходя из вышеприведенного понятно, что данные льготы интересны только крупным жертвователям, имеющим штат специалистов ответственных за ведение бухгалтерской отчетности.


Корпоративная благотворительность

О сути этого явления никто не скажет лучше самих деятелей капитализма:

«Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает, что компания не должна получать непосредственной финансовой выгоды, а отнюдь не то, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и сточки зрения маркетинга, это не наихудшее вложение средств.»
Материалы книги «Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение».

Как видим в данных рассуждениях уже нет той рассуждений о подвижничестве и человеколюбии, что обычно сопровождают благотворительность. Мы имеем всего лишь разновидность рекламы, то есть средства стимулирования спроса. Тут все строго и логично, подсчет издержек и прибылей. Если корпорации для увеличения прибыли нужно вложить миллион что бы получить пять она это сделает. Неважно во что вкладывать, в рекламу, наркоторговлю или машиностроение. Если это принесет прибыль, то деньги найдутся.

Это, пожалуй, самый честный вид благотворительной деятельности, так как корыстный интерес собственно и не маскируется.

Примеры подобного повсеместны, они бросаются в глаза. Громогласно и пафосно разносятся торжественные вопли о щедрости крупного капитала:
Стойленский ГОК направил на благотворительность более 60 миллионов рублей!!!
Завод «Трубодеталь» вложил 10 млн в благотворительность за 2016 год!!!
Компания «Макдоналдс» инициировала создание Благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда»!!!.

Существует так же второй вид капиталистической благотворительности, именуемый

Социальная ответственность бизнеса. При этом какое-либо капиталистическое предприятие принуждается правящим классом для решения социальной проблемы, что как правило, категорически не нравиться владельцам, к решению конкретной социальной проблемы. Обязательным элементом капитализма является борьба внутри элиты.

Одной из форм проявления данной борьбы является перенос тяжести общественно необходимых расходов на плечи конкретных капиталистов.

Обязательным условием устойчивого существования капиталистического общества является институт агитации, пропаганды и формирования общественного мнения. Данная сфера деятельности так же требует потребление значительного количества ресурсов.
Создаются многочисленные некоммерческие организации, ассоциации, фонды и сообщества. Необходимо разжигать ксенофобию и либерализм, национализм и содомию, оккультизм и религию, и, на фоне всего этого, утверждать концепцию социального мира.


Благотворительные фонды


«В России появился цивилизованный рынок благотворительности - это важное достижение.»
(Олег Сысуев член совета директоров компании ОАО «АльфаСтрахование», УК «Альфа-Капитал».)


Ну что ж, раз появился рынок значит должны появиться и спекулянты. Благотворительные фонды собственно данные функции и выполняют. Как емко формулирует один директор благотворительного фонда (http://www.pravmir.ru/mila-geranina-myi-podseli-na-blagotvoritelnost/):

«...мне всё время рассказывали о том, что благотворительность – это надо, полезно, здорово для души, и это миссия. Но мне всегда казалось: чтобы я как-то в это пришла? – нет, ни за что!

я стала изучать рынок НКО … исключительно с точки зрения работы.... Я искала работу …. и стала уже директором по всем документам. Я выступаю всего лишь связующим звеном между теми людьми, которые хотят помочь, и теми, кому нужна помощь... Наша задача – дать человеку, который хочет помогать, действительно ту историю...»

Обратите внимание. Никакой романтики, сопереживания и подвижничества. Все сухо и по-деловому. Просто управленец делает свою работу, ловко обходя в своем монологе тот момент что свою зарплату, стандартно немаленькую для управляющего персонала, она получает из тех денег что люди как бы жертвуют на помощь нуждающимся. Ну очевидно же что госпоже директору они нужны куда больше чем вот этим людям.


Разберем для примера стандартный устав таких фондов. Взято с сайта содействия некоммерческих организаций (http://www.non-commercial.ru)

«Целью создания Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, других, не запрещенных законом поступлений, для осуществления благотворительной деятельности, направленной на:…....................................................................................................................

- разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие добровольческого движения
- организация и проведение международных благотворительных культурно-зрелищных, культурно-массовых мероприятий, аукционов, фестивалей, выставок и ярмарок, направленных на достижение целей Фонда;
- издательская и полиграфическая деятельность, в том числе издание книг, брошюр, журналов, аудио и видео продукции в целях информационной поддержки и реализации программ, направленных на достижение целей Фонда;
- создание и поддержка электронных информационных ресурсов в сети Интернет, освещающих деятельность Фонда;
- культурно-просветительская и образовательная деятельность (создание и реализация научных и образовательных программ и мероприятий, включая лекции, семинары, тренинги и конференции, а также курсы по тематике Фонда;
.................................................................................................................................................
Фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых Фондом за финансовый год. Данное ограничение не распростра­няется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.»


Ну а теперь поставим себя на место руководителя благотворительного фонда. Попробуем составить план работы и ведомость расходов и доходов, действую в строгом соответствии с духом и буквой устава.


  • 20% от всех поступлений идет на зарплату управляющих благотворительного фонда.

  • Из оставшихся 80 % формируется собственно благотворительная деятельность, и тиражирование данной деятельности для привлечения новых средств.

В каких соотношениях происходит распределение данных средств? Это никак не оговаривается уставом. Если, например, 75% средств будет направляться на рекламу, а лишь 5% собственно идти на помощь нуждающемся, то есть в 4 раза меньше чем на содержание, то все совершенно нормально!

Соотношение в которых происходит распределение средств между теми что идут на рекламу и на людей зависит только от совести управляющего.

Акцент же на продвижение и рекламу в деятельности данных организаций виден невооруженным взглядом.



Мошенники

Также существует большое количество лиц, маскирующихся под указанные выше категории. Это могут попрошайки, имеющие суточный доход превосходящий месячный заработок честного работника, это могут быть интернет мошенники, призывающие помочь больному ребенку и присваивая собранные деньги. Это могут быть бизнес деятели, обещающие помощь перед камерами и не выполняющие обещания. Они паразитируют на сложившихся отношениях в обществе нормах поведения. И капиталистическая вполне успешно подавляют их, вовлекая в свою орбиту, позволяя паразитировать, но пресекая попытке угрожать сложившейся системе.

Многочисленные примеры мошенничества в области благотворительности, равно как и пресечения этой деятельности регулярно всплывают в новостях.

http://dljavseh.ru/moshennichestvo/Internet_moshennichestvo/Blagotvoritel'nost'_cherez_Internet.html
http://razvodili.net/blagotvoritelnost/
http://pomogi-delom.ru/useful/laz
https://rusbereza.ru/page/7138

Масштабы благотворительной деятельности в современной капиталистической системе огромны, и далеко выходят за пределы статистических отклонений. В США на благотворительность ежегодно жертвуются многие миллиарды долларов: в 2002 г. - 240 млрд. или 2,3% ВВП, причем из них 76% - от физических лиц (данные ассоциации AAFRC). Значит за ними стоят фундаментальные причины.

Основным источником движения финансовых средств является стремление к получению прибыли, значит должен быть способ извлекать прибыль и в данной области.

И этот способ есть, хоть и не всегда дивиденды можно обналичить сразу, иногда для этого требуются промежуточные этапы.

В общем процесс политической жизни буржуазного государства выглядит как-то так.

Появляется правильный политик - Финансирование капиталистами социальных нужд населения— удовлетворение населения — рост политического авторитета — лоббирование законов — ухудшение условий жизни и рост капиталов — потеря политической репутации — уход неправильного политика.


Эта цепочка подчиненности политического процесса экономическим интересам правящего класса отлично прослеживается на примере института лоббизма в США. http://www.politanalitika.ru/upload/iblock/5f4/5f4353e989c6fe783a3e0d846d73c6f4.pdf

Данная взаимосвязь требует полного и детального анализа, что мы обязательно сделаем в дальнейшем. На данном этапе просто примем истину, доказанную многочисленными примерами: результатом политического процесса буржуазного общества, является неуклонное снижение уровня жизни наемных работников, но не по наклонной прямой, а с кратковременными откатами к предыдущим позициям.

Система получается достаточно сложная и не очевидная, но все-таки буржуазная формация является самой совершенной из всех эксплуататорских, и она впитала в себя тысячелетний опыт. Социальный институт благотворительности при этом выполняет несколько функций: фонды и некоммерческие организации (НКО) напрямую влияют на общественное мнение средствами агитации и пропаганды, решение некоторых социальных проблем проводится уже не за счет гарантий государства, а за счет благотворительной деятельности, которую в любой момент можно прекратить, растянув во времени и растворив социальный протест.

Общие выводы:
Диалектика утверждает, что часть целого должна сохранить в себе качества этого целого.

Так и в социальном институте благотворительности проявляются основные свойства присущие целому — капиталистическому обществу, а именно основной его порок – эксплуатация человека человеком.

Несмотря на очевидную пользу этого явления для малой толики нуждающихся людей, гуманистические намерения большинства рядовых граждан в нем участвующих, необходимо констатировать тот факт, что в условиях буржуазного общества и капиталистической формации, институт благотворительности не способен решить стоящие перед нуждающимися людьми проблемы. А широкая пропаганда и тиражирование этой деятельности крупными капиталистами является не гуманистическим элементом, но идеологическим средством классовой борьбы против трудящихся.


Таким образом институт благотворительности:
1. Средство канализации деятельной социальной энергии, которая могла бы привести к политической организации и формирования пролетариата.
2. Средство социальной легитимизации сверхкрупных капиталов.
3. Способ влияния на общественные сознания путем выборочного финансирования деятелей культуры пропагандирующих «правильные ценности».

В системе капиталистических отношений успешен лишь тот из капиталистов кто непрерывно стремиться к увеличению своей прибыли.
При этом во что именно вкладывать свои деньги определяется финансовой целесообразностью — это может быть машиностроение, наркоторговля, нефтедобыча, благотворительность. Проекты могут быть различны, срок окупаемости может различаться, получаемая прибыль может иметь разные формы: собственно, деньги, доступ к крупным заказам, право на монополию, политический капитал. Неизменным остается лишь принцип самовозрастания капитала путем присваивания чужого труда. Благотворительность в этом ряду ничем не выделяется, это просто один из способов получения прибыли в буржуазном обществе.

Но после того как мы разобрали тот ответ что дает нам идеологи «капитализма с человеческим лицом», и признали его негодным, необходимо дать свой ответ на все тот же вопрос.

Как и кто должен обеспечивать помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию? Для ответа на него, как это не странно, нам не придется даже обращаться к трудам классиков: Маркса-Энгельса, Ленина и Сталина, хотя они безусловно полно и подробно отвечают на него. Достаточно обратиться к концепции общинности и первобытного коммунизма что бы понять, что именно все общество целиком должно разделять заботу о немощных и нуждающихся: Формировать общественные фонды, в советском союзе это были фонды народного потребления, из которых собственно и распределять материальные блага и услуги между членами общества. Если не опускать никого до состояния крайней нужды, то не потребуется и потом натужно и пафосно помогать. Если доступ к качественной медицине имеют все члены общества, то не требуется собирать миллионы чтобы отправить нуждающихся в операции за границу.


Алексей Овсяников



Tags: благотворительность, капитализм, овсяников
Subscribe

  • Обзор новостей от 16.11.2018 г

    1. Почти три миллиона россиян оказались невыездными из-за долгов Задолженность перед банками закрыла выезд за границу для более чем миллиона…

  • Всё по маслу?

    По сообщению Интерфакс от 08.02.2021 (1) со ссылкой еженедельный мониторинг "СовЭкона": «По итогам прошлой недели цены на подсолнечник выросли на…

  • Политика, история, идеология

    10.02.2021г. Егорьевск, Московская область. 4-ый микрорайон, возле 3 и 8 школы, ул. Антипова на переходе возле которого расположены две школы.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments