ledokol_ledokol (ledokol_ledokol) wrote,
ledokol_ledokol
ledokol_ledokol

Category:

Гражданское общество с точки зрения марксизма

Российские либерально-буржуазные деятели, когда не могут иначе объяснить сложившуюся в стране печальную ситуацию, вызванную очередным кризисом сырьевой экономики и капитализма в целом, часто сетует на то, что у нас нет еще настоящего гражданского общества и правового государства.

Такой ход либералов, конечно, во многом носит манипуляционный характер, но, давайте, все-таки, разберемся, что такое «гражданское общество» и «правовое государство» (с точки зрения марксизма, конечно), реально ли достижение такого уровня развития общества при капитализме и, вообще, нужно ли людям к этому стремиться. Начнем, как водится, с определения, а точнее - с определений.

Как и любая другая либеральная теория, теория о гражданском обществе носит, расплывчатый, иной раз, даже, противоречивый характер. Только Википедия дает сразу два определения:

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.

Гражда́нское о́бщество — это некоммерческая организация, один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.

Несколько иное определение дает Большой юридический словарь:

Гражданское общество - в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г.о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

Большой толковый социологический словарь:

Гражданское общество (civil society) (в смысле, применяемом Гегелем и Марксом) — рыночные и экономические отношения (в отличие от деятельности государства); промежуточная сфера между семьей и государством.

И т.д.

Таких определений очень много, и по мере развития философии они корректировались и уточнялись. В свое время, Маркс употреблял термин «гражданское общество» в трех смыслах: 1) для обозначения основы любого исторического развития, его «естественного базиса»; 2) как сословное общество средних веков; 3) как форма организации буржуазного общества, противостоящая политическому государству. [1]

Для нас актуален последний смысл. Именно такое значение озвучено в приведенных выше определениях. Суть их сводится к тому, что в обществе должны существовать некие независимые от государственной власти, в основном, некоммерческие институты, не являющиеся международными организациями, которые наравне с официальными органами будут влиять на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни граждан, а также на само государство.

Граждане, в свою очередь, должны быть сознательными и ответственными, чтобы не использовать независимые институты во вред обществу, государству и себе.

Из вышесказанного следует, что независимые институты гражданского общества призваны контролировать государственные институты (а иногда и подменять) во всех сферах жизни, а, значит, усиление гражданского общества приводит к снижению роли государственной власти в отдельно взятом государстве.

Некое государство в государстве получается. При этом, уж совсем за гранью понимания остается то, что гражданское общество является всего лишь предпосылкой создания правового государства, когда установлено главенство права и закона во всех сферах жизни общества, равенство всех перед законом, права и свободы человека реальны и признаны высшей ценностью, существует взаимная ответственность личности и государства и т.д. и т.п. Значит, сначала откуда-то берутся сознательные граждане, потом образуются независимые от государственных органов структуры, а уже после этого появляется верховенство закона и права.

В связи с вышеизложенным, возникает два вопроса:

1. Откуда возьмутся ответственные и сознательные граждане, если в буржуазном обществе подавляющее большинство людей воспитывается исключительно в потребительском ключе, а уровень образования стремительно падает?

2. Если общество внутри себя создает независимые структуры, кто же будет приводить его к общему знаменателю, насаждая верховенство права и закона?

То есть, еще не успев подойти к понятию «правовое государство» мы уже заблудились в дебрях буржуазной логики и противоречий относительно гражданского общества.

Согласится ли государственная власть, целиком и полностью отражающая интересы правящего класса, добровольно отойти в сторону и позволить каким-то сомнительным союзам по своему усмотрению контролировать ситуацию в стране? Вопрос риторический.

Итак, при капитализме никакого гражданского общества и, уж тем более, правового государства существовать не может по определению: независимым структурам никто никаких реальных прав не даст, а верховенство закона для всех членов общества возможно только на бумаге.

А что при социализме?

При социализме функцию контроля над деятельностью государства и отдельных граждан будет осуществлять такая мощная иммунная система, как коммунистическая партия, а также организации, созданные на ее основе. Никакие другие сообщества, структуры и союзы не могут быть и не будут независимыми от государства (то есть свободными от диктатуры пролетариата) и уж тем более, контролирующими или исполняющими государственные функции. Да это и не требуется, потому что нет необходимости «держать в узде» правящий класс в попытке устранить антагонистические противоречия, потому что правящий класс составляет подавляющее большинство и интересы его можно приравнять к интересам народа.

Да, если проводить аналогию с либерально-буржуазными терминами, то коммунистическая партия тоже независимая (условно) общественная организация внутри государства, однако сформирована она совсем по другому принципу и с другими целями. В ее состав будут входить лучшие люди, воспитанные особым образом, а не безграмотные потребители. Она не будет выступать противовесом социалистическим органам власти, а будет их естественно дополнять.

Таким образом, термин «гражданское общество» при социализме приобретает новый более глубокий смысл.

Некоторые незыблемые либеральные ценности, такие как «права и свободы человека реальны и признаны высшей ценностью» при социализме неминуемо отходят на второй план, так как превыше всего становятся общественные интересы, а не личные. Соответственно, и термин «правовое государство» в том смысле, как его сейчас понимают, тоже утрачивает смысл.

Пора уже понять, наконец, что гражданин – не тот, кто имеет гражданство того или иного государства, не тот, кто исправно платит налоги и ходит на выборы, а тот, кто, действительно, чувствует ответственность за судьбу своей страны, своего народа и готов трудиться на их благо.

Может ли буржуазное общество, насквозь продажное и коррумпированное воспитывать таких граждан? Сомневаюсь. Да и не стоит у него такой задачи.

Чем ниже у людей уровень образованности и гражданского самосознания, тем крепче и дольше держится несправедливая алчная буржуазная власть. При этом, капиталисты без зазрения совести используют такие манипуляционно-утопические философские инструменты, как «гражданское общество», к которому надо бесконечно стремиться, и «правовое государство», которое нужно бесконечно строить.

Уже определенно ясно, что буржуазная общественно-экономическая формация не может быть улучшена или каким-то образом реформирована до приглядного человеческого вида. Она такая, какая есть, и с ней пора расставаться без всякого сожаления, иначе у человечества не будет будущего.

Чтобы такое расставание прошло как можно более успешно, уверенно и максимально безболезненно, необходимо создавать коммунистическую партию снизу, организовывать ячейки на местах, распространять агитационные материалы. Только вместе мы сила, только вместе мы победим.

Артур Тагиров

[1] Сагатовский В.Н. Гражданское общество в философии Гегеля и Маркса // Человек. Государство. Глобализация. , Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред. В.В. Парцвания Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C.238-259.





Tags: 2016, декабрь, общество, социализм, тагиров
Subscribe

  • Всё по маслу?

    По сообщению Интерфакс от 08.02.2021 (1) со ссылкой еженедельный мониторинг "СовЭкона": «По итогам прошлой недели цены на подсолнечник выросли на…

  • Политика, история, идеология

    10.02.2021г. Егорьевск, Московская область. 4-ый микрорайон, возле 3 и 8 школы, ул. Антипова на переходе возле которого расположены две школы.…

  • Тренировочный день в январе 2021 г.

    С самого начала 2021 года мы воочию наблюдаем за информационными способами по “ободрению” населения России - “встряхивание” на социальную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments