ledokol_ledokol (ledokol_ledokol) wrote,
ledokol_ledokol
ledokol_ledokol

Category:

Агитация и пропаганда: Безразличие.


Осознание собственных ограничений составляет часть процесса взросления.
Ларри Нивен «Мир-Кольцо»


Везде и всегда были, есть и будут проблемы, разные по сложности и актуальности, но решение которых необходимо, иногда жизненно. И одна из таких проблем – это проблема коммунистической и социалистической пропаганды. Точнее не так: поскольку суть коммунистической и социалистической идеи – идея социальной справедливости – в агитации и пропаганде не нуждается, то наша основная задача заключается в пропаганде тех средств, какими этой справедливости можно достичь. И именно здесь начинаются проблемы.
В первой части статьи разбирались проблемы непонимания слов/выражений/явлений/событий и их сути со стороны собеседника/читателя/зрителя. Во второй части – отрицания слов/выражений/явлений/событий и их сути с одновременной подменой на другие слова/выражения/явления/события. Сейчас же я предлагаю рассмотреть последнюю, самую трудную проблему пропаганды, а именно безразличие.

Для того чтобы понять суть этой проблемы необходимо окунуться в самую гущу одной из «продажных девок империализма», а именно психологию, ведь человеку присуще не только безразличие к коммунистической идее, но и к самой жизни. Многие психологи боятся открыто признавать объективность законов психики человека, ведь эта наука изучает субъектов, однако объективными законами давно пользуются полит/PR-технологи, маркетологи, продвиженцы, управленцы, педагоги и так далее. И если выходят научные пособия, учебники и прочая литература, а также проводятся курсы для учителей, мерчендайзеров, полит- и PR-технологов, и просто желающих, значит объективные законы всё же есть. И вот ряд объективных законов психики человека как раз делает проблему пропаганды коммунизма более острой.

Как всегда, всё самое трудно находимое на видном месте. И этот случай не исключение. Стресс. Стресс всему виной скажу я. И депрессия. Стресс и депрессия. Можете сказать «нас обманули, расходимся», и будете правы если верхушку айсберга считаете виноватой в гибели Титаника. Я же предлагаю отследить причину с самого начала.
Всё начинается в детстве, когда маленький ребёнок только начинает изучать окружающий мир. Всё ему интересно и страшно одновременно. И конечно же родители помогают изучать маленькому ребёнку окружающий мир. Ему рассказывают, что нужно быть послушным, а не капризным, что есть добро и есть зло, как поступать правильно и как поступать не стоит. Ему говорят, что нужно быть добрым, но в один прекрасный момент ребёнок сталкивается с кулаком другого ребёнка на улице или в детском садике. Шок! Как так, его, такого доброго и обидели. Тогда ему говорят, что нужно пожаловаться на обидчика и его накажут. Но другие дети, да и сам воспитатель начинают называть его ябедой. Тогда родители говорят ему, что драться конечно же плохо, но порой нужно помахать кулаками, чтобы постоять за себя или своих близких. И вот ребёнок сделал это, показал, что добро может быть с кулаками, но вдруг наказали уже его. В этот самый момент ребёнок сталкивается с тем, что оба совета взрослых не оказывают положительного результата. Тогда ему родители говорят, что нужно поступать исходя из обстоятельств, если сейчас выгодно делать так - делай, выгодно иначе – делай иначе. При этом в его голове оба варианта – драться плохо и добро с кулаками – будут прекрасно уживаться. Я думаю, что мы все частенько сталкиваемся с подобным явлением. Победили вопреки Сталину (верховному главнокомандующему), ага. На моей памяти один такой гражданин доказывал тезис неправильности СССР такими примерами: в одном случае СССР разрушал русскую национальность как таковую, запрещал вообще и не давал развиваться, в другом – СССР – традиционалистское государство.  А что в итоге? А в итоге всё приходит к тому, что наш ребёнок «в вакууме» может сам стать инициатором конфликта, но вести себя как жертва, ему же сказали «по обстоятельствам». Оруэлл это назвал двоемыслием. Продавать диплом, а потом жаловаться, что специалистов нет. Купить права, а потом жаловаться, что на дорогах много идиотов. Разбазарить страну, а потом удивляться, почему правительство не любят. Хотя показное или избирательное двоемыслие, к примеру террористы ИГИЛ и борцы с режимом Асада – одни и те же люди – по обстоятельствам, не точный пример с точки зрения говорящего, но точный посыл для того, кто слушает. В психологии это называется двойным посылом или посланием (double bind).

Жан Бодрийяр. «Симулякры и симуляции»:
Мы находимся один на один с этой системой в раздвоенном и неразрешимом положении double bind – точно так, как дети один на один с требованиями взрослого мира. От них требуют одновременно становиться самостоятельными, ответственными, свободными и сознательными субъектами и быть покорными, инертными, послушными, что соответствует объекту.
Ребенок сопротивляется по всем направлениям и на противоречивые требования также отвечает двойной стратегией. Требованию быть объектом, он противопоставляет все практики непослушания, бунта, эмансипации, в общем, полное притязание субъекта. Требованию быть субъектом, он противопоставляет все так же упрямо и эффективно оппозицию объекта, то есть, в точности наоборот: инфантилизм, гиперконформизм, тотальную зависимость, пассивность, идиотизм. Ни одна из двух стратегий не обладает большей объективной значимостью, чем другая.

А если говорить проще, то такие действия родителей, учителей, да и подавляющего большинства общества с детства, от учебников до интернета разрушают наши идеалы и стремления, мы разочаровываемся в себе, в окружающих и вообще жизни и нас начинает окружать гнетущая пустота. Но свято место пусто не бывает и нам подсовывают симулякры, приучают думать и действовать в абсолютно противоположных направлениях, зачастую одновременно. При этом всё чаще такие явления внедряются в наши головы походя, даже незаметно для нас. Но это только начало обсуждаемой нами темы безразличия. Её второй составной частью является ситуация, когда ни один из способов не приводит к нужным результатам и человек начинает чувствовать свою беспомощность. Тогда ребёнок или уже взрослый человек начинает искать третий, пятый, тысячный способ. Здесь это прокатило, а здесь нет. И так, постоянно блуждая в поиске человек устаёт, выдыхается. Хронический стресс? Нет, не слышал. Но перестаёт ли действовать двоемыслие и двойное послание? Нет конечно, они просто со временем переходят на другой уровень и заменяются посредством иносказания или смягчения языка. Уже не террористы, а умеренные радикалы, уже не войска, а ограниченный контингент. То есть нас окружает ложь и постоянные противоречия, с которыми наш мозг на подсознательном уровне справиться не может и сигнализирует депрессиями, бессонницами и прочими радостями жизни. Но как это касается безразличия? Рольф Добелли в своей статье в The Guardian описывает это так:

Новости делают нас пассивными. Они преимущественно рассказывают нам о вещах, на которые мы не можем повлиять. Ежедневное повторение новостей о вещах, на которые мы не можем повлиять, ломает нас до тех пор, пока мы не принимаем пессимистичный, полный сарказма и фатализма, взгляд на мир. В психологии это называется «выученная беспомощность». Это небольшая натяжка, но я не удивился бы, узнав, что чтение новостей хотя бы частично способствует возникновению депрессий.



Не удивляйся Рольф, способствуют. Также этому способствуют другие люди: наш круг общения и медиа от книг, картин, музыки и фильмов до ток-шоу. Кто-то думает, что он развлекается, смотря всё это или узнаёт что-то новое. Однако, как правильно заметил тот же Рольф Добелли: «Людям очень трудно распознать существенное. Гораздо легче распознать новое. Существенное против нового — главное сражение нашей эпохи». Так что же за зверь такой этот – выученная беспомощность. Американский психолог Мартин Селигман характеризует её как веру человека в степень эффективности его действий и формируется к восьми годам. Селигман указывает на три источника формирования беспомощности:
1) опыт переживания неблагоприятных событий, т.е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить — и учителями и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы;
2) опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах);
3) отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.

И все три пункта приводят к угнетённому состоянию психики, стрессам, бессоннице, депрессии и внутренней пустоте. Какой выход? Отшельничество, монастырь или самоубийство? Да хоть всё сразу вместе, ведь высокоразвитая система потребления компенсирует любой стресс и заполнит любую пустоту. Здесь вам доступен любой выбор, от туалетной бумаги до политиков, от наркотиков до военного туризма. Здесь вам доступно всё. Были бы деньги. Нет денег, а хороший понт – дороже денег? Кредиты – наше всё! И пусть тебя не волнует, что ты будешь питаться дошикарами, зато у тебя будет IPhone последнего поколения. А если предпоследнего, то ты – нищеброд, покупай новый, кредиты же дают!



Вся развитость системы потребления с её всевозможным изобилием маскирует причины нашего состояния, отвлекает от поиска причин и приводит к замкнутому кругу «потреблять чтобы жить». При этом весь маркетинг, от рекламы до мерчендайзинга, от ассортимента торговой марки до половой ориентации политика, продолжает использовать уже описанную схему двоемыслие – двойное послание – выученная беспомощность от и до. С одной стороны, маркетинг навязывает нам быть индивидуальными, покупая одинаковую продукцию, уверяя, что только так мы проявим свою индивидуальность. С другой стороны, в то же самое время мы сами, покупая такую вещь за большие деньги, доказываем сами себе «дааааа, мы уникальны, у нас же есть (подставить своё), а нищеброды пусть завидуют, можно и громко, мы не против». И в завершение нам говорят, что бесплатного ничего нет, но предложение ограничено. Живите сейчас – платите потом.

«Мы работаем на работах, которые ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны, за деньги, которых у нас нет, чтобы произвести впечатление на людей, которые нам безразличны...»

Описать такую схему во всех сферах жизни просто не хватит времени. Но каждый этап знаком всем нам. Так в чём же основная проблема всех трёх причин сложности коммунистической и социалистической пропаганды? Да в банальной безосознанности людей, к которой они приучены с детства, то есть в условном рефлексе, закреплённом порой десятилетиями. По этой причине большое полевение наблюдается в молодом поколении, но всё ещё сильно цепляющее их симулятивное окружение мешает двигаться дальше интернетных борцунов и цитаток в пабликах. Нарастающий экономический кризис конечно же выводит часть населения всех возрастов и социальных групп из стандартной и привычной системы потребления, но они не заморачиваются поисками причин этого кризиса, они ищут виноватого, чтобы вернуть всё как было. На худой конец им укажут ФИО виноватого, как было в подавляющем количестве кризисов любой сферы. И наша задача, как коммунистов, не указывать на виноватого, а разъяснять суть возникновения и политического, и экономического кризиса. А как это сделать предлагаю подумать нам всем, ведь разница лишь в том, что мы разъясним – существенное или новое?

PS: Вот вам сказочка, так сказать, с разъяснением. Вроде более ста лет прошло, а ничего в этом мире не изменилось. Та же схема, те же цели. Только система потребления стала более развитой.

Нина Гил-Ровадри


Tags: 2016, Нина, агитация, дети, коммунизм, потребление, пропаганда, реклама, социализм
Subscribe

  • Всё по маслу?

    По сообщению Интерфакс от 08.02.2021 (1) со ссылкой еженедельный мониторинг "СовЭкона": «По итогам прошлой недели цены на подсолнечник выросли на…

  • Политика, история, идеология

    10.02.2021г. Егорьевск, Московская область. 4-ый микрорайон, возле 3 и 8 школы, ул. Антипова на переходе возле которого расположены две школы.…

  • Тренировочный день в январе 2021 г.

    С самого начала 2021 года мы воочию наблюдаем за информационными способами по “ободрению” населения России - “встряхивание” на социальную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Всё по маслу?

    По сообщению Интерфакс от 08.02.2021 (1) со ссылкой еженедельный мониторинг "СовЭкона": «По итогам прошлой недели цены на подсолнечник выросли на…

  • Политика, история, идеология

    10.02.2021г. Егорьевск, Московская область. 4-ый микрорайон, возле 3 и 8 школы, ул. Антипова на переходе возле которого расположены две школы.…

  • Тренировочный день в январе 2021 г.

    С самого начала 2021 года мы воочию наблюдаем за информационными способами по “ободрению” населения России - “встряхивание” на социальную…