Информагентство «Ледокол»

Previous Entry Share Next Entry
Почему и как создавалась пионерская организация.
ledokol_ledokol
Как повяжешь галстук,
Береги его.
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.

И галстук, и знамя навеки роднит
Цвет крови, горячей и чистой.
И надо сделать дел немало,
Прожить немало славных лет,
Чтобы потом, как знамя, алый
Прижать к груди свой партбилет.



В наше время многих сочувствующих коммунистическим идеалам интересует один вопрос: «Где, та коммунистическая партия, куда я приду и гарантировано буду строить социализм, а затем и коммунизм?» И для очередной попытки дать ответ на этот вопрос или попытки просто подобраться к пониманию ответа на этот вопрос, я предлагаю начать с истории детской организации, которая была создана на волне революционного подъема.
Историческая справка: «Специальными декретами Советского правительства, подписанными В.И. Лениным, в первые же дни после социалистической революции дети были ограждены от обязательного воздействия на них церкви (январь 1918 г) и от эксплуатации их труда (октябрь 1917 г.), было провозглашено их право на получение образования (1919 г). В тяжелейшее для страны время гражданской войны, разрухи и голода В.И. Ленин подписывает декреты о беспрепятственном снабжении детских учреждений топливом, увеличении детского пайка, об охране здоровья детей. Для оказания практической помощи детям и защиты их прав 4 февраля 1919 года в стране был создан Совет защиты детей, который получил от правительства чрезвычайные полномочия.»

Ребенок отличается от взрослого в первую очередь тем, что он познает этот мир. Познает через компьютер (наше время), через книги (позднее советское время), через общение со взрослыми и другими детьми (времена революции). Понятно, что это утверждение не охватывает все способы познания ребенком мира, в котором он живет. И во времена революции некоторые дети читали книги, и в наше время есть дети, которых родители учат навыкам общения. Но основное, это то, что ребенок легко делает выбор на эмоциональной основе, тогда как взрослый человек уже научен просчитывать последствия своего выбора (своим прошлым опытом научен, как минимум). Дети меньше чувствительны к боли, ведь она у них так быстро проходит, т.к. у него еще не заполнена память отрицательным опытом и воспоминаниями. Он больше помнит счастливые моменты, и очень редко свою боль, и обиду. Да и по последним исследованиям ясно, что боль – это не просто конкретный сигнал о каком-то повреждении тканей, боль – это, в том числе, эмоциональный ответ на этот сигнал. Все мы помним из детства, как много эмоций мы испытывали, вот и затирается память о боли.  Но сколько еще энергии, сколько желания бегать, играть, постигать мир.

Для детей любое событие, как и революция – это игра, в которой так весело и хочется идти в бой или быть разведчиком, а уж стать самостоятельным... (беспризорники).  Но дети, которые жили в то время, взрослели раньше. И осмысливая события, которые они видели вокруг себя, тоже хотели принимать участие в строительстве нового мира. Взрослым надо восстанавливать страну и строить новое будущее. И самое материальное будущее, которое мы можем видеть в настоящем и даже потрогать руками – это наши дети. В стране гражданская война, не хватает воспитателей, учителей, школ, детских садов (хотя такого понятия тогда не было, это опять же придумали коммунисты во время строительства социализма). Родители постоянно на работе, на митингах, на собраниях. А дети лезут во все события, им интересно. Что делать?



Назрела необходимость - создать детскую организацию. Научить детей дисциплине. Дать им работу по силе. И большевики пошли знакомым им путем. Они уже создали свою организацию – партию большевиков. Партию победителей. Понятно, что и детям они предложили такую организацию, которая была им знакома и понятна. Справедливости ради надо сказать, что тогда уже существовало скаутское детское движение, но оно по своей идеологии и составу (в нее в основном вступали дети социально далеких от рабочего класса кругов) - большевикам не подходило. По сути, коммунисты вынуждены были придумать и создать новую детскую организацию, т.к. дети своей активностью, своей энергией не оставались в стороне от происходящих в стране событий. И буквально требовали, чтобы им дали возможность стать коммунистами. К моменту создания пионерской организации, уже существовали детские ячейки при заводах, фабриках, типографиях, при комсомольских и партийных организациях. Дети в Советской стране становились активными участниками многих общественно-политических явлений, происходивших в молодой Советской республике.

Для коммунистов - не было мелочей. Они не могли оставить вопрос воспитания детей без решения. И это решение было найдено – Детская коммунистическая организация пионеров. Детям предложили цель – готовиться подставить плечо своим родителям, готовиться стать коммунистами. Цель, о которой дети, живущие тогда, мечтали. Причем не просто мечтали – требовали!



Первой детской коммунистической организацией стала организация юных коммунистов (ЮКов), которую создали народные комиссариаты здравоохранения, просвещения и организация Всеобщего воинского обучения осенью 1918 года. В.И. Ленин, выступая перед ЮКами столицы 25 мая 1919 года во время парада войск Всеобуча на Красной площади, одобрив стремление детей создать свою организацию, сказал, что «организация детей - лучший путь воспитать коммунаров».

Из-за отсутствия кадров руководителей организация ЮКов не смогла в тот период стать истинно коммунистической в целом и поэтому в октябре 1919 года была распущена комсомолом. В этом же году во многих районах страны возникли местные детские коммунистические объединения. В январе 1919 года в Туле возникла организация детской пролетарской культуры (Детпролеткульт), осенью того же года появились детские пролетарские клубы-театры в Оренбуржье, клуб «Муравейник» в Перми, организации юных коммунистов, созданные комсомолом Одессы, Нижнего Новгорода, а позже - Мурманска, Армении.

После роспуска ЮКов в различных городах были созданы многочисленные местные детские коммунистические организации - «Красная звездочка» в Черемхове Иркутской губернии, «Цветы коммунизма» в Новолинске Вятской губернии, Детский Интернационал в Киеве и Житомире, детские посевные комитеты в Подольской губернии, Совет детских депутатов в Днепропетровске, юнтрудармия в ряде городов Украины... При некоторых комсомольских организациях создавались детские секции, объединявшие малолетних членов комсомола.

В октябре 1920 года III съезд комсомола специально рассмотрел вопрос о работе комсомола среди детей. В 1921 году началась работа по созданию единой в стране детской коммунистической организации.

2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК»[5]. Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 — бывшие скаутмастеры[1].

Большую помощь комсомолу в этой работе оказала Н.К. Крупская. Ее специальные статьи и брошюра «РКСМ и бойскаутизм» ответили на многие вопросы, стоявшие перед комсомолом в тот период, и привели к решению провести эксперимент по созданию детских коммунистических групп. Такие группы, ставшие впоследствии пионерскими отрядами, были созданы в Москве: 12 февраля 1922 года Валерианом Зориным в I Коммунистическом интернате Замоскворечья (группа вскоре распалась), 13 февраля Михаилом Стремяковым в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н.А. Борщевского при бывшей типографии Машистова в Краснопресненском районе и в конце марта братьями Роговыми, Владимиром и Иваном, Марией Васильевой, Николаем Шаметом и Юлией Лебедевой на Пантелеевской улице в Сокольническом районе.

В этих группах комсомол отрабатывал формы и методы работы будущей организации, формулировки будущих документов. В период эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров. 7 мая в Сокольническом лесу был проведен первый пионерский костер.

16 мая в Москве открылась II Всероссийская конференция РКСМ. На одной из секций обсуждался опыт московских комсомольцев по созданию отрядов юных пионеров. 19 мая 1922 года конференция специальным постановлением одобрила этот опыт и решила распространить его на всю страну. Этот день стал днем рождения пионерской организации.

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.

Как мы видим, пионерская организация создавалась по образу и подобию партии большевиков. Вступить в ряды пионеров мог только активист, который на деле доказывал, что он сможет продолжить дело своих отцов.

А теперь вернемся в наше время. Можно сравнить Клятву и Законы пионеров с Клятвой и целями Юнармии (организация создана по инициативе Минобороны России и при поддержке Президента РФ).

Клятва пионера (интересно проследить историю изменений клятвы, и т.к. я пишу про рождение организации, то возьму законы и клятву пионеров первоначальные)
Обещание 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.



Обещание 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться
Закон пионеров 1922 год

  • 1. Юный пионер верен рабочему классу;

  • 2. Честен, скромен, правдив и не ленив;

  • 3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;

  • 4. Исполнителен;

  • 5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;

  • 6. Бережлив и уважает общеполезный труд

Клятва юнармейца





Пионерская организация, направленна на развитие личности ребенка, ставит перед пионером цель – подготовиться к будущей взрослой жизни не просто как профессионал, а в первую очередь как активист, который будет не только исполнителем, но и генератором идей и их продвижения. Поэтому реально помогла многим детям найти свою жизненную тропинку. В пионерской организации культивировалась дружба и взаимопомощь. В рамках пионерской организации формировались лидерские качества и качества организатора. Все эти советы отряда, советы дружины (школы) – это была школа организационной работы, управления. И это было очень полезно.

А цели и клятва Юнармии, при внимательном их прочтении, просто обещают хороший досуг, да новые знания как себя защитить, как оказать первую помощь. Обратите внимание, какие слова используются в клятве юнармейца: он должен готовить себя к СЛУЖЕНИЮ! И получается, что эта организация создается только для воспитания хорошего исполнителя (или обычного трудягу, или военного, что скорее всего, так как в нее в обязательном порядке были записаны все учащиеся суворовских и кадетских училищ)

Потому что у капитализма нет и не может быть общественных /коллективных устремлений, поэтому и не получается массово развить Юнармию или бойскаутские движения. Даже цель движения не вырастить личность, не вырастить замену – зачем? Нет капитализму такие люди не нужны. Пусть у них будет «интерес к географии и истории России и ее народов…» (см. картинка 2) Наверное, для того, чтобы они побольше путешествовали или стремились к путешествиям. Были простыми потребителями, не профессионалами, не строителями своей Родины, а больше думали о себе и своих развлечениях. Именно с такой целью создается эта организация. Хочется сказать, чтобы не думали о себе многомудрые дяденьки, но даже дети понимают, как о них думает наше правительство и министерство обороны.


В заключение хочу сказать, да есть исторические процессы, которые развиваются по определенным законам, но есть люди, которые понимая эти законы, понимают и как их можно перенаправить в нужное русло. В.И. Ленин еще в январе 1917 года говорил студентам: «мы старики до революции не доживем, а вот Вы…» И ошибся! Но именно он и другие большевики знали законы развития общества и всю свою жизнь потратили на строительство большевистской партии. Да, нас сейчас мало. Правильнее сказать, что сейчас все больше тех, кто понимает, что социалистический путь развития не то что необходим, он неизбежен. Но сам по себе он не придет. Его надо строить, за него надо бороться. Мы не дети и не можем ждать, что придёт взрослый дядя и создаст нам организацию. Нам самим надо создавать коммунистическую партию. Нам решать какой она будет и каким путем мы пойдем, опираясь на труды и опыт первых коммунистов-большевиков. Но для этого надо не просто лайкать посты в соцсетях, для этого надо начинать с поиска единомышленников, придумывать как вы будете вести агитацию, как вы будете создавать свою партию. И всегда помнить, что никакой капиталист, олигарх, буржуй не согласятся быть равным простому работяге, никогда они не согласятся помочь кому-либо (про редкие исключения вспоминать не будем). Нет, они будут оболванивать народ идеями нацизма, подкупать, развращать. Но чем больше нас будет, тем сильнее мы будем, тем больше будет у нас шансов смести их со своего пути малой кровью. Понятно, что идея всемирной забастовки – утопия, но как показали большевики и народ российской империи всеобщую забастовку в России организовать можно! За примерами далеко ходить не надо: С чего началась революция 1905 года? Так за работу товарищи! Нам столько надо сделать: создать партию, возродить комсомол и пионерскую организацию, а главное нам надо строить коммунизм!

Источники:
1. http://www.liveinternet.ru/users/gulcatai/post331569622

2. http://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1788-istoriya-vsesoyuznoj-pionerskoj-organizatsii-i-vospominaniya-byvshikh-pionerov
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/627410
4. http://22-91.ru/statya/istorija-osnovanija-vsesojuznojj-pionerskojj-organizacii/13.09.2011

Елена Шишкина

  • 1
ЕЩе один недобитый комми?:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account